Картина внутри картины: деталь, которая расшифровывает шедевр Веласкеса.

Веласкес художник

Иногда ваза - это просто сосуд. Иногда это портал в другую плоскость восприятия. В шедевре Диего Веласкеса XVII века Las Meninas мы видим переплетение теней и зеркал, которое никогда не перестает интриговать. Маленький и недооцененный глиняный кувшин в центре полотна превращает работу из стоп-кадра беспорядочной придворной жизни в захватывающий трактат об иллюзорной природе существования.

Чтобы в полной мере оценить, как кажущееся случайным присутствие маленького глиняного горшка расшифровывает смысл работы великого художника, мы должны сначала вспомнить о культурном контексте того, что изображено на полотне. В этой картине несколько сюжетных линий. Эта работа представляет собой автопортрет 57-летнего художника за четыре года до его смерти в 1600 году.

Он провел более трех десятилетий в качестве придворного художника короля Испании Филиппа IV. Монарх относился к мастеру весьма благосклонно. Есть мнение, что они даже дружили. Точно известно, что в мастерской маэстро кисти и мольберта стояло кресло монарха. Филипп любил сидеть в нем и наблюдать за работой художника.

На картине изображена палитра в руке мастера. Сам Веласкес изображен за работой. Он смотрит на что-то или кого-то, но эти объекты нам не видны. Кажется, что он смотрит на нас.

Тускло освещенная комната в Королевском дворце в Мадриде. В центре на переднем плане картины (слева от Веласкеса) мы видим пятилетнюю инфанту Маргариту Терезу, дочь короля Испании Филиппа IV и Марианы Австрийской. По бокам изображены фрейлины. Они были девушками из высокопоставленных семей. Отметим, что название картины «Менины» как раз и означает «фрейлины».

С правой стороны на переднем плане мы видим большого ленивого мастифа. Пес терпит насмешливые пинки игривого карлика, рядом с которым взрослая женщина-карлик. Это реальный персонаж. Женщину звали Мария Барбола. Она страдала наследственным заболеванием. Второй карлик – тоже реальный персонаж. Это итальянец Николас Пертусато. Позади карликов стоит дуэнья инфанты Марсела де Уйоа. Она одета в траурный наряд. Марсела о чем-то беседует со своим личным охранником.

шедевр Веласкеса

Двери восприятия

Через открытую дверь на заднем плане картины неясно очерченная фигура камергера королевы, который покидает комнату, потом останавливается, чтобы оглянуться на нас, как будто беспокоясь, что мы можем последовать за ним в неизвестность, лежащую за ним. Звали этого человека Хосе Ньето Веласкес. Не исключено, что он был родственником мастера.

Слева от этого дверного проема зеркало отражает призрачные фигуры короля и королевы. Они как будто есть, но их нет. Именно эти два последних аспекта работы – открытая дверь, через которую камергер уходит в другое место, и прозрачное мерцание королевских лиц в призрачном зеркале заставляют зрителей заподозрить, что здесь происходит нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Фигуры в зеркале также объясняют, на кого смотрит великий маэстро. Разумеется, он глядит не на нас, а на своих господ.

диего веласкес

Точка схода

Головокружительная загадка картины «Менины» играет с нашим умом. Перспективные линии холста сходятся в исчезающей точке, расположенной в открытом дверном проеме, притягивая наш взгляд. Отражение в зеркале отвлекает наше внимание от картины, чтобы обдумать правдоподобное положение королевских особ, чьи смутные образы придают работе особое значение.

В своей блестящей биографии писательница и художественный критик Лаура Камминг размышляет о замечательной способности картины «Менины» представлять такое точное видение реальности, оставаясь при этом открытой тайной.

Красноречивая оценка критика сверхъестественной силы картины с ее тщательно подобранным языком тайны, иллюзии и очарования прекрасно отражает почти психотропное воздействие образов Веласкеса на нас. Камминг, скорее, описывала галлюцинацию или мистическое видение, чем картину.

веласкес картины

Ключ к картине

Легко упускаемый из виду в дезориентирующем перекрестном огне оптических, психологических и философских перспектив, которые запутывают эту непостижимую загадку картины, является объект, который может предложить материальный ключ к предполагаемому эффекту шедевра Веласкеса на наше собственное сознание. Это вибрация маленького красного предмета в сердце полотна, что отражено в непритязательной форме маленькой глиняного горшка. Этот скромный кувшин - единственный среди предметов на картине. Его предлагает юной инфанте фрейлина донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор на серебряном блюде. Он бы признан современниками в качестве объекта, изменяющего ум и тело.

Букаро

Назвать цвет этой простой вазы "потусторонним" - это больше, чем просто поэтическая гипербола. Букаро – это сосуд для питья. Он был одним из многих желанных ремесел, привезенных в Старый Свет испанскими завоевателями в 16-17 веках. Как считает историк искусства Байрона Эллсворт Хаманн, который криминалистически проследил вероятное происхождение многих предметов, украшающих интерьер работы Веласкеса (включая этот серебряный поднос), отчетливый блеск сосуда и ярко-красный оттенок указывают на то, что он является продуктом из Гвадалахары (Мексика). Секретная смесь местных специй, обжигаемая в глине, гарантировала, что любая жидкость, которая содержалась внутри сосуда, будет деликатно ароматизирована.

Удивительная функция букаро

Было известно, что букаро выполнял еще одну более удивительную функцию, а не только наполнял воду восхитительно ароматным вкусом. В семнадцатом веке в испанских аристократических кругах у девушек и молодых женщин появилась причуда. Они грызли края этих пористых глиняных ваз и медленно съедали их целиком. Химическим последствием употребления чужеродной глины было резкое осветление кожи до почти неземного призрачного состояния.

Стремление изменить цвет кожи восходит к глубокой древности. Оно всегда было обусловлено целым рядом культурных мотивов. Со времен правления королевы Елизаветы, чей собственный бледный цвет лица стал синонимом ее иконописности, искусственно белая кожа была признана в Европе в качестве эталона красоты. В более теплом климате считалось, что светлая кожа служит доказательством достатка людей, средства к существованию которых не зависят от труда, выполняемого на солнце.

Новый смысл

Когда мы сопоставляем физиологические и психотропные эффекты зависимости от букаро с извечной загадкой полотна, картина приобретает новый и, возможно, еще более мистический смысл. Как эпицентр загадочного действия, измененное и изменяющееся сознание инфанты, чьи пальцы обхватывают букаро, внезапно расширяется до образа картины.

Присмотревшись внимательнее, мы видим, что кисть Веласкеса указывает прямо на пигментное пятно того же интенсивного пульсирующего красного цвета на его палитре. Столь же бледная, как джинн, вызванный из бутылки, инфанта парит над полом. Это эффект, деликатно достигаемый тонкой тенью, которую художник подсознательно вставил под похожий на парашют купол ее вздымающегося кринолинового платья. Даже родители инфанты, чьи образы отражены в зеркале, начинают казаться, скорее, голографическими духами, проецируемыми из другого измерения, чем просто отражениями в зеркале.

Мимолетность материального мира

Внезапно мы видим картину такой, какая она есть. Это не просто моментальный снимок, но одухотворенная медитация на мимолетность материального мира. На протяжении почти трех десятилетий своей службы при дворе Веласкес был свидетелем постепенного ослабления власти Филиппа IV.

Букаро - неразрушимый трофей колониальных подвигов и угасающей имперской власти, которая имеет возможность раскрыть царства, лежащие за пределами, является идеальным символом освобождения от миража настоящего. Одновременно физический, психологический и духовный в своих символических значениях, букаро является замочной скважиной, через которую можно увидеть и открыть глубочайший смысл шедевра Веласкеса.



Как за год прочитать 100 книг? Действенные советы от эксперта по производительности.

сто книг за год

Возможно ли прочитать 100 книг за год. Если разобраться, то это вполне реально - большинство людей в час читают 50 страниц. Если вы будете читать по 10:00 в неделю, то за год вы прочитаете 26 тыс. Страниц. Представим, что одна книга в среднем состоит из 250 страниц. В этом случае за год вы сможете прочитать до 104 книги.

Вот как можно этого достичь

Покупайте сразу несколько книг
Чтение - довольно дорогое удовольствие. Воспринимайте книги, как инвестицию - чем больше книг у вас есть в доме, тем больше выгоды вы найдете. При посещении книжного магазина, или книжного сайта покупайте сразу несколько книг.

Идея проста: если у вас в доме много книг, то у вас есть из чего выбирать, а это поможет вам чаще читать. Вспомните, знакомство с большинством книг, которые вы прочитали, было незапланированным. Вы же не сидите в январе и думаете о том, какую книгу вы будете читать в июне. Вы заканчиваете книгу, смотрите, что у вас в коллекции и выбираете следующее произведение по настроению. При этом не нужно думать дважды - иначе вы будете часами читать отзывы о книге и потратите только время зря.

Держите несколько новых книг под рукой - так у вас никогда не будет отговорок, чтобы отсрочить процесс чтения. Вы зря потратите деньги на книгу, только если не будете ее читать.

Читайте всегда и везде
Каждый рабочий день стоит выделять на чтение минимум час, а в выходные и праздники еще больше. Найдите в своем дневном графике время, когда вы сможете читать. Не нужно придумывать отговорки и откладывать это занятие на потом. У каждого человека найдутся моменты, когда можно взяться за книгу.

Читайте, когда едете куда транспорте
Читайте во время еды;
Читайте в очереди к врачу
Читайте в туалете;
Читайте во время рабочего перерыва.

Просто подумайте, в какие моменты вы получаете свободный часок или когда вам нужно чего-то ждать. Пока другие листают ленту Facebook или проверяют Instagram 113 раз в день, прочитайте несколько страниц книги. Это будет гораздо полезнее.

Не стоит заставлять себя читать
Нет плохих произведений, даже если они абсолютно вам не понравились - в конце концов, каждая книга - это результат серьезной писательской и редакторской работы.

Но не всем нравится каждая прочитанная книга и ваши вкусы смогут отличаться от того, что сейчас популярно читать. Книга может быть бестселлером или классикой, но вам может не понравиться например манера изложения того или иного автору. Или же вас заинтересовала какая-то книга, но вы пока не готовы к тому, чтобы начать ее читать.

В любом случае не стоит читать только потому, что вы обязаны ознакомиться с каким-нибудь произведением или произведением. Не стоит читать то, что вам не хочется. Если вы не заинтересовались книгой после того, как вы ее прогорнулы наскоро, не стоит тратить на книгу свое время.

Лучше прочитайте произведение, вас заинтересовал. Если у вас нет такого на примечании, попробуйте поискать книги, связанные с вашей деятельностью, хобби, интересы или же книги написаны людьми, которых вы уважаете.

Читайте несколько книг одновременно
Утром можно прочитать 50 страниц одной книги, а вечером - 50 страниц другой. Почему бы и нет? Таким образом вы развиваете свой кругозор и пространственное воображение.

Некоторые читают сначала одну книгу и только потом берутся за новую книгу. Но не существует правила, которое бы предписывало так делать. Поэтому, если вы способны воспринимать несколько книг одновременно - попробуйте читать хоть 5 книг одновременно. Главное, чтобы чтение книги было вам в радость и соответствовало вашим потребностям. К примеру, вы читаете что-то насыщенное и серьезное по будням, то в выходные можно выбрать более легкую для восприятия литературу.

Запоминайте прочитанное
Если вы читаете слишком быстро, то можете забывать прочитанное. Но чтение приносит пользу только тогда, когда вы помните о чем вы читаете.

Чтобы прочитана информация откладывалась в вашей голове, нужно соблюдать особую системы чтения. А именно:

Читая книгу, нужно всегда иметь под рукой шариковую ручку и делать заметки, выделяя важные моменты. Если вы читаете цифровую книгу, не стоит увлекаться функцией выделения - ею очень просто пользоваться, но это не значит, что вам нужно выделять все, что вызвало у вас хоть минимальный интерес. Стоит ограничиться моментами, которые вас действительно впечатлили.
Если вы что-то прочитали, что хотите запомнить - загните в этом месте страницы. Если вы читаете цифровую книгу, сделайте скриншот страницы и сохраните его.
После прочтения книги вернитесь к отмеченным страниц и перечитайте свои заметки.
Запишите своими словами, о чем была книга и какую идею пытался раскрыть автор.

Ваша цель при чтении - усвоить информацию, чтобы вы могли позже ее использовать. В конце концов, мы читаем книги, чтобы научиться жизни на чужом опыте.


Александр Долгополов о стендапе,биполярном расстройстве и отношении к Щербакову в интервью Дудя.

долгополов дудь

Сегодня утром (26 ноября) ютуб-канал вДудь опубликовал интервью, которое назревало уже много месяцев. Свое интервью Юрию Дудю дал известный московский стендап-комик из Воронежа - Александр Долгополов.

Интервью полное откровенных и личных тем, от начала карьеры стендап-комика до биполярного расстройства и жизни сразу с двумя девушками, на которые Александр Долгополов отвечал максимально открыто.

В комментариях под видео очень сложно найти плохие комментарии, что в свою очередь говорит об отношении аудитории к творчеству Долгополова и его личности в целом.

Александр Долгополов — популярный стендап-комик из Воронежа, резидент московского Stand-Up Club #1. Он стал известен благодаря участию в ютьюб-шоу «Порараз бирацца» с Алексеем Квашонкиным, Гариком Оганисяном и Идраком Мирзализаде.