Каждый день наполнен событиями
Барокко в архитектуре занял период примерно в 200 лет и покорил страны Европы, Америки. Этот стиль, помимо архитектуры, охватил с XVI по XVIII века все виды искусства, особенно ярко он отразился в театре и живописи.
Корни барокко можно отследить в эпохе Возрождения. Первым величественным ансамблем стал двор Бельведер в Ватикане Браманте. Он был выстроен в едином стиле, в котором были выполнены различные здания: античные скульптуры, библиотека, регулярный сад и театр. Можно сказать, что это прототип барокко в архитектуре, так как сами формы уравновешенные и спокойные.
Вилла Джулия для понтифика Юлия III была выполнена архитектором Виньола со всеми чертами и элементами, присущими этому стилю. Уже в более поздних произведениях Микеланджело исследователи отмечают эмоциональную насыщенность, напряженность и гигантские размеры, созданные зодчим и характеризующие стиль барокко в архитектуре. Он выражает мощь и богатство, ведь не зря в переводе это слово означает некую распущенность, порочность и склонность к излишествам. Центром этой культуры была Италия.
Маньеризм оставил свой вклад в стиле барокко в архитектуре. Мастера этого направления, несмотря на все его капризы и недостатки, подхватили основные тенденции, присущие данному стилю, передав их архитекторам так называемого, раннего барокко: Доменико Фонтана, Карло Модерна и Джакомо Порта. Именно в те времена потребности общества нашли свое отражение в величественных городских дворцах, монастырях, загородных виллах с барочными садами и дворцами. Фасад Римской церкви Иль Джезу становится образом, который поддерживается в строительстве большинства церквей не только Италии, но и Франции, Белоруссии, Украины и др.
Стиль барокко в архитектуре в эпоху маньеризма унаследовал влечение ко всему поразительному, удивительному и необычному. Особенно это отражается в ландшафтах парков и садов. Необычные сооружения, такие как театр под открытым небом, гигантская скульптура или гротескная гигантская маска, поражают своими необычными и экзотическими деталями. Этот период характеризуется созданием кабинетов с первыми музейными композициями и коллекциями. Также отслеживается возникновение оранжерей с заморскими растениями, необычными коллекциями минералов и гравюр.
Следующее поколение отмечено непревзойденным виртуозом Борромини – удивительным проектировщиком, чертежником и строителем. Он смело отошел от классических канонов, прежних правил и авторитетных решений. Он строит невиданной сложности здания и, скорее, является наследником Микеланджело, нежели Бернини или Кортона.
Хочется отметить и такого мастера барокко в архитектуре, как Ювар. Он усиливает выразительность дворцов ризалитами, диагональными построениями, играет различными объемами. В его период декор более сдержанный, наполненный колоннами, пилястрами и рустами, которые имеют отражение и в классицизме, но они сохраняют красоту, величие и разнообразие в стиле барокко. Шедевры Ювары – это необычайно выразительные силуэты замка Ступиниджи, королевского Мадридского дворца и базилики Суперга.
Русское барокко в архитектуре отразило укрепление и рост дворянской монархии и пришлось на 1-ю пол. XVIII века . У него появился ряд национальных особенностей. Русское барокко отличалось от яркого итальянского простотой построек, структурной ясностью, тесной связью между конструктивной основой и элементами декора. Русское барокко в архитектуре имеет мажорный характер, в нем активно используются яркие цвета окраски, смелые колористические контрасты и золочение. Этот стиль искусства достиг величественного размаха в усадебных и городских ансамблях Царского Села, Петергофа, Петербурга и др., отличаясь цельностью и торжественной ясностью архитектурных комплексов и композиций зданий. Его яркими представителями были Растрелли, Ухтомский, Земцов.