Каждый день наполнен событиями
Вы любите современное искусство? Вы его понимаете? Вы его чувствуете? А что на счет Куинджи? Его сияющие луны на фоне глубокого черного неба, его туманные пейзажи, пышные леса и широкие поляны?
Как вы в обще открыли для себя мир, названный искусством? И что конкретно подразумеваете под этим словом? Предлагаем совершить захватывающее путешествие в глубины вашего сознания и поговорить о восприятии этого «тонкого» мира.
Для начала ответьте на вопрос, что конкретно вы идентифицируете, как искусство. Например, яркий макияж на лице человека – отнесетесь ли вы к нему, как к «произведению»? Нет? Но ведь это полноценный рисунок, только вместо холста лицо. К тому же макияж, как и картина, требует воображения, наличия вкуса и выполняется отнюдь не за 2 минуты. Так чем же подобное действие в нашем сознании будет отличаться от написания картины или музыки, если и то, и другое – искусство?
Вспомним, когда вы последний раз были в галерее на какой-нибудь выставке. Вас спрашивают понравилась ли вам картина, вы отвечает отрицательно, а на вопрос «почему» задумчиво пожимаете плечами.
В момент, когда человек смотрит на картину, его мозг активно задействует большое количество разных центров восприятия. Они мгновенно обрабатывают поступающую информацию, согласуя ее с вашим мировоззрением, вашей развитостью и сознанием в целом. Уточню, что речь идет не о тех различиях, которые могли бы возникнуть между восприятием картины профессиональным художником и любителем, который, может, первый раз пришел в Третьяковку. Я говорю о восприятии на уровне ощущений и чувств совершенно разных людей, имеющих примерно один и тот же уровень в знаниях мира искусства.
Изучая подобный вопрос невозможно не затронуть его биологическую сторону. Вспомним Алису в зазеркалье, только вместо Алисы будут нейроны!
Удивительно, но сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам. Именно это открытие, по сути, дало мощный толчок развитию науки, названной нейроэстетикой.
Зеркальные нейроны обнаружили в 1990-х годах, когда группа итальянских нейробиологов из Пармы исследовала мозговые процессы у приматов и наткнулась на интересную группу клеток на участке коры головного мозга, который отвечает за моторику. Выяснилось, что нейроны активизировались не только, когда обезьяна выполняла действия сама, но и когда те же движения выполнял экспериментатор, а обезьяна за ним просто наблюдала. Причем реакция нервных клеток в первом и во втором случаях была идентичной, поэтому ученые и назвали их зеркальными. Позднее подтвердилось, что зеркальные нейроны есть и у человека.
Данное открытие подтверждает тот факт, что вам будут приятны лишь те работы, будь то музыка, живопись или кинематограф, которые будут вызывать отклик внутри вашего сознания, сформировавшегося под влиянием совершенно определенных факторов и индивидуальной среды вашей жизни. И это не есть плохо.
Очевидно, что подобные мысли возникали не только у меня, но и у огромного количества других людей. И при всем при этом, это было самым настоящим искусством и оспаривать данный факт не имеет совершенно никакого смысла, потому что покупатель прекрасно осознавал за что он платит, он видел в холсте нечто большее, чем синюю полосу и это прекрасно.
Одной из важнейших человеческих возможностей является глубинное умение видеть красоту там, где ее не видят другие. Но данную возможность не стоит расценивать, как особенность или некий дар свыше, ибо «прекрасно, когда человек видит красоту в искусстве и вполне логично, если он не видит ровно ничего». Помните об этом.
Восхищайтесь теми, кто видит больше, чем вы и соглашайтесь с теми, кому не понятна причина восхищения, ибо в искусстве отсутствует константа, а, значит, и правых нет, есть только полет мысли и сознания.
Как вы помните, помимо визуального воплощения искусства существуют так же музыкальные и информационные (например, книги). И наиболее подробно хотелось бы рассмотреть первый вариант – музыкальный.
По моему, возможно, субъективному мнению слуховое восприятие информации является самым сложным и удивительным способом адаптации у человека, потому что та гамма эмоций и странных непередаваемых ощущений, возникающих у нас при прослушивании музыки обычно не возникает, когда мы читаем книгу или смотрим на картину. Музыка дает самый сильный отклик, самый «красочный» эффект в нашем эмоциональном мозге. Подобное чувство можно сравнить лишь с наблюдением заката с высоких гор, с погружением под воду с аквалангом, где мимо вас проплывают сотни причудливых морских существ, окрашенных во все цвета радуги.
Сложно спорить с тем, что природа на данный момент выступает главным и самым искусным творцом «прекрасного». Что же касается человеческих творений, как мы уже выяснили, самое необычное и сложное из них, это музыка. Причем музыка без слов, то есть классика (Бетховен, Моцарт, Бах) и музыка с информационной нагрузкой, то есть со словами, которые иногда являются отдельной мини-историей, оказывают два совершенно разных эффекта на мозг и наше восприятие.
Если говорить утрированно, хоть и это в какой-то степени кощунство, ведь речь об искусстве, то классическая музыка, в которой отсутствуют слова, взывает к самым тонким устройствам нашего организма, потому что не несет никакой информационной нагрузки, но при этом приносит колоссальное удовольствие и удовлетворение. Она заставляет нас думать и вслушиваться в мелодию, в звук, в «язык», который мы не понимаем, но чувствуем.
Касаясь биологической стороны вопроса, выяснилось, что, когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. То есть, чтобы ощутить музыку, наш мозг должен задействовать максимум точек восприятия, потому что звук – особый вид информации, ни на что не похожий.
Учеными, в ходе различных экспериментов, было выяснено, что в развитии эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыки, принимают участие две различные системы мозговых структур. Таким образом была раскрыта еще одна тайна, связанная с восприятием музыки.
Когда ученые сканировали головной мозг музыкантов, блаженствовавших во время прослушивания мелодий, они обнаружили, что звуки вызывали активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые активизируются и под влиянием вкусной еды, занятий сексом и приема наркотиков.
Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано специфической функциональной организацией головного мозга. Теперь становится совершенно ясно, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют развитие эмоциональных реакций.
Мелодия без слов помогает нам разобраться в эмоциях и мыслях, она погружает нас в собственное сознание, успокаивает или заводит, усыпляет или пробуждает. Классическая музыка сосредотачивает на главном не путая мысли, а, наоборот, приводит их в порядок, не отвлекая от процесса.
Музыка же, сопровождаемая информацией, то есть словами, которые несут в себе смысл разной степени нагрузки, сосредотачивает сознание на самой песне. Она побуждает нас действовать, вовлекает в переживания автора, вызывает отклик в истории, о которой поет автор.
Искусство является одним из лучших проявлений человечества. Его не обязательно понимать, быть знатоком стилей написания картин, знать ноты и даты рождения великих композиторов, уметь анализировать романы Достоевского, выискивая тайный смысл символов.
Искусство можно лишь чувствовать и/или создавать.