Современные джазовые обработки французских ноэлей могут показаться смелым решением для органного концерта в стенах церкви. Но именно такой формат, как ни удивительно, нисколько не противоречит многовековым практикам, связанным с этим жанром. Органные ноэли, по сути, сами по себе уже являются обработками – филигранные и виртуозные, затейливые и лирические, они стали такими благодаря сочетанию профессионализма композиторов-ноэлистов и неистощимых ресурсов для самой разнообразной разработки, заключëнных в их первоисточнике – народных песнях. Цельность и витальность, заключëнная в этих простых мелодиях, определила их жизнеспособность на многие века вперëд: во время Великой Французской революции темы ноэлей перетекстовывались в сатирическом духе сообразно политической повестке, в XIX веке ноэль проявился в органной музыке таких композиторов, как Сезар Франк и Эжен Жигу, а в XX веке – в сочинениях Марселя Дюпре и Жана Лангле. В романтическую и постромантическую эпоху оригинальные ноэли соседствовали со стилизованными, рисующими условный образ "старого доброго Рождества" глазами современного человека.
Обращение к джазу кажется уместным ещё и потому, что обработки рождественских песнопений – в широком смысле – создавались во все времена, в самых разных национальных культурах и стилистических концепциях: география их была ограничена лишь географией распространения христианства в целом. Ноэли, истоки которых теряются во мгле Средневековья, пережили множество эпох и продолжают свою жизнь в новых формах и по сей день. Мы приглашаем слушателей воочию увидеть их самую современную версию – импровизации, рождающиеся непосредственно в момент исполнения.
Исполнители:
Андрей Коломийцев (орган),
Александра Михайлова (фортепиано),
Филипп Мещеряков (контрабас)