Годы жизни многих композиторов из сегодняшней программы захватывают XX век, и этот факт добавляет к рождественской тематике особый обертон. На рубеже XIX–XX веков орган окончательно «отпочковывается» от церкви, начиная самостоятельную секулярную жизнь – в концертных залах, театрах, филармониях; в этой связи собственный выбор органиста в пользу церковной музыкальной практики приобретает оттенок той глубокой осознанности, которая в целом отличает сферу духовной музыки XX века – несмотря на все эстетические и этические перипетии этого непростого исторического периода. Колоссальный выход за рамки традиционных парадигм музыкального языка послужил поводом к существенному переосмыслению всего стилистического тезауруса минувших веков, в том числе и связанного с органной музыкой – её ренессансными истоками, барочным расцветом и романтическим продолжением.
Известнейшие фигуры Зигфрида Карг-Элерта и Жана Лангле соседствуют здесь с именами, чьë наследие преимущественно остаётся «внутренней территорией» органистов. Пьетро Йон – американский композитор и органист итальянского происхождения, творивший преимущественно в области церковной музыки; в молодые годы получив основательное образование в Италии, он перебрался в Нью-Йорк, где занял пост главного органиста собора Св. Франциска. Другой значительной фигурой американской органной музыки был Лио Соуэрби, оставивший немалое наследие в литургических жанрах. В том же русле творил их английский современник Алек Роули – композитор, пианист и органист, музыкальный писатель, служивший органистом в нескольких церквях Лондона и преподававший композицию в Тринити-колледже.
Исполнитель:
Ирина Розанова (орган)