Французская вокальная музыка эпохи барокко в сознании современного слушателя нередко отождествляется с национальной оперой с присущей ей помпезностью – как правило, «в лице» оперных шедевров Жана-Батиста Люлли, на долгие годы занявшего место «короля французской оперы». Музыка, которая прозвучит в сегодняшнем концерте, написана в более ранний исторический период обращает наше внимание на иную сферу вокальной стихии. Камерные арии, предназначенные для исполнения в принципиально иных условиях, нежели театральные жанры, – рассчитанные на меньшее пространство, в меньшей степени коммерциализированные и предполагающие большую тонкость как в исполнении, так и в письме, – позволяют нам увидеть своеобразный «исток» французского стиля в ничем не замутнëнной первозданности. Пьер Гедрон – по сути, современник Свелинка – одно из первых барочных имëн Франции, чья роль в истории национальной вокальной школы сопоставима с ролью Жана Титлуза в органной сфере или Шамбоньера – в клавесинной. Его идеи развивал Антуан Боссе, а впоследствии и Марк-Антуан Шарпантье – композитор, посвятивший себя преимущественно духовной музыке в полном разнообразии её жанров.
Постепенно погружаясь во французский стиль, «приходя» в несколько менее известную вокальную музыку из – как это ни парадокскально – более известной клавирной, мы без труда заметим общие черты музыкальных «лексем»: характерных мелодических оборотов и гармонических ходов, типичных орнаментальных решений, взаимного расположения мотивных структур и сочетания их в связную фабулу. «Сверить» одно с другим слушатель сможет благодаря непосредственному сопоставлению вокала и клавесина: в программе прозвучат сочинения Антуана Форкре и Луи Куперена – двух французских клавесинистов, внесших, каждый в своë время, поистине колоссальный вклад в традиции письма для этого инструмента.
Исполнители:
Ирина Дуброва (сопрано)
Анна Савенкова (клавесин)