Эта вокально-органная программа обладает исключительной цельностью и выстроенностью: её объединяет общий стиль, показанный с разных сторон, в разных аспектах. Придя на этот концерт, слушатель сумеет сохранить ту погружëнность и собранность внимания, которая в действительности необходима для подлинного понимания «риторической» музыки барокко.
Итальянские арии и мадригалы XVII века позволяют нам увидеть вокальную музыку барочной эпохи в её «первоначальном замысле» – как нечто напрямую связанное с текстом и его содержанием, следующее за словом, а порой и впрямую иллюстрирующее его. Ключевые слова здесь «расцвечиваются» терпкими интервалами, задержаниями или риторическими фигурами, а любая смена аффекта влечëт за собой смену всех средств его выражения. Монтеверди, чутко ощущавший дух своей эпохи, считается создателем так называемого «взволнованного стиля», отличающегося повышенной эмоциональностью и мгновенной «реакцией» музыки на текст. Яркой последовательницей его традиций была Барбара Строцци – композитор и певица, которую современники одарили эпитетом «Виртуознейшая». Её перу принадлежат восемь изданных при жизни сборников, целиком посвящëнных камерной вокальной музыке – мадригалам, кантатам, отдельным ариям.
Марчелло и Вивальди – поколение рубежа XVII–XVIII веков, когда «первооткрывательский» восторг раннего барокко стал уступать место стремлению до предела усовершенствовать появившиеся полувеком ранее формы, при этом фундаментальные стилистические идеи продолжают развиваться в том же ключе. В концерте прозвучат как вокальные, так и инструментальные их сочинения.
Исполнители:
Ольга Пятницких (сопрано, Италия)
Франческо Буччино (орган, Италия)