Историческое противопоставление Баха и Телемана зачастую сводится к противопоставлению двух главенствующих сфер в их творчестве – церковной у первого, светской у второго; в то же время не следует забывать о том, что и Телеман оставил немалое количество церковных кантат. Из нескольких сотен произведений в этом жанре в сегодняшней программе прозвучит кантата Ein jeder läuft, включëнная Телеманом в сборник духовных кантат Harmonischer Gottesdienst. В сфере инструментальной музыки Телеман не имел себе равных; необъятное количество написанных им сонат для различных инструментов поражает, в первую очередь, тем, насколько каждая из них сохраняет оригинальность мысли и свежесть восприятия.
Несколько арий из духовных кантат Иоганна Себастьяна Баха дополнены здесь его органными сочинениями. Хоральная партита BWV 767 – один из наиболее совершенных образцов этого жанра, обладающий, вместе с тем, простотой и ясностью письма. Ряд вариаций на хорал O Gott, du frommer Gott включает в себя типичный для этого жанра bicinium, несколько косвенных обращений к идее французской сюиты с характерным для её частей типом движения и «восклицательный», энергичный финал, построенный на диалоге чередующихся мануалов.
Фуга на Магнификат – Meine Seele erhebt den Herren – одно из наиболее примечательных органных сочинений Баха: по сути, она написана на католический, а не лютеранский хорал, что существенно выделяет её из ряда прочих хоральных обработок; обращение к католическому первоисточнику во многом определяет её «строгостильный» дух, выражающийся не столько в полифонической технике, сколько в самом оттенке её аффекта.
Исполнители:
Вера Чеканова (сопрано)
Константин Яковлев (барочный гобой, барочный фагот)
Андрей Коломийцев (орган)