Вечер камерной музыки в Галерее Нико. Дуэты и Трио.
Лауреаты международных конкурсов :
Сергей Поспелов (скрипка)
Маргарита Поспелова (ф-но)
Федор Землеруб (виолончель)
Программа концерта:
Игорь Стравинский (1882-1971)
"Итальянская сюита" (версия для скрипки и фортепиано С.Душкина - 1932)
"Концертный дуэт" для скрипки и фортепиано (1933)
Антон Аренский (1861-1906)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1894)
Морис Равель (1875—1937)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1914)
Итальянская сюита для виолончели и фортепиано Стравинского - одно из концертных сочинений на основе музыкального материала балета "Пульчинелла" - написана в 1932 году в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским. Стравинский использовал для переложения лучшие номера балета, в том числе и вокальные. В сюиту вошли помпезная, подчёркнуто театральная Интродукция, меланхолическая Серенада, гротескная Ария и задорная Тарантелла. Завершают сюиту забавно-чопорный Менуэт и праздничный финал.
Среди сочинений Стравинского для скрипки и фортепиано только одно оригинальное произведение, написанное специально для этого состава, всё остальное - транскрипции других сочинений, созданных при участии Самуила Душкина (1891-1976) - американского скрипача, родившегося в русской части Польши. Он приехал мальчиком из России в Нью-Йорк, здесь его усыновил американский композитор и богатый человек, который послал его учиться в Парижскую консерваторию, у Леопольда Ауэра и Фрица Крейслера. В Париже Душкин встретился со Стравинским, который специально для него написал скрипичный концерт и другие сочинения. Они стали выступать вместе. В целом сотрудничество Стравинского с Душкиным продолжалось почти 10 лет.
Стравинский - "Хроника моей жизни": Прежде мне не очень нравилось сочетание звучности рояля и смычковых инструментов. Но более глубокое знакомство со скрипкой, так же как мое тесное сотрудничество с таким мастером, как Душкин, открыло передо мною новые возможности, которые мне захотелось использовать. Кроме того, казалось полезным шире распространять мои произведения при посредстве камерных концертов, организовать которые легче, так как они не требуют тяжелого и дорогостоящего оркестрового аппарата. Это подало мне мысль написать нечто вроде сонаты для скрипки и рояля, которую я назвал Duo concer-tant (Концертный дуэт). Вместе с несколькими другими моими произведениями, специально переложенными для этих двух инструментов. Концертный дуэт должен был войти в репертуар камерных концертов, которые я предполагал дать с Душкиным в Европе и в Америке.
Я начал Концертный дуэт в конце 1931 года и закончил его 15 июля следующего года. Сочинение этого произведения тесно связано в моей памяти с одной только что появившейся книгой, которой я увлекался. Это был замечательный "Петрарка" Шарля-Альбера Сэнгриа. В его труде было что-то общее с моим. Наши мысли тяготели к одному и тому же. "Лиризм не может существовать без правил, и эти правила должны быть строгими." Эти слова Сэнгриа как нельзя лучше подходили к тому, над чем я работал - моей задачей было создать лирическое произведение, создать подобие стихотворения, выраженного языком музыки. И сильнее чем когда-либо я ощущал на себе благотворное влияние строгой дисциплины, которая прививает нам любовь к мастерству и дает радость, когда мы умело применяем это мастерство на деле. Избранная мною тема развивается на протяжении всех пяти частей произведения, которые составляют единое целое и, так сказать, музыкальную параллель античной пасторальной поэзии."
Антон Степанович Аренский был очень популярным композитором конца XIX и начала XX вв. Его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно и горячо принимались критикой и публикой...Оценку одного из лучших его произведений — Трио ре минор - можно встретить в «Диалогах» Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей — знаменитое фортепианное трио».
Морис Равель работает над Трио в тревожное время Первой мировой войны. В этой тревожной, с каждым днем все больше накалявшейся атмосфере и было закончено Трио, оно стало первым равелевским произведением, в котором отчетливо ощутима связь с баскским фольклором. Впрочем, некоторые критики находили в Трио и испанские элементы, а в третьей части — и французские. Дело, однако, не в частностях, а в общем характере музыки, композитор ищет синтетическое решение, выдвигая на первый план элементы баскского фольклора, что и определяет главные стилистические черты. Трио отмечено печатью законченного мастерства, оно завершает большой период творческой эволюции Равеля.
Сергей Поспелов является одним из самых перспективных молодых музыкантов своего поколения. Он родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. Окончил Московскую консерваторию, и аспирантуру по классу народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. С 2017 года является ассистентом класса профессора Московской консерватории имени П. И. Чайковсого Э. Д. Грача. Сергей Поспелов — лауреат первых премий нескольких международных состязаний
Маргарита Поспелова закончила Центральную музыкальную школу при МГК им. П.И.Чайковского (класс проф.К.Кнорре), получив грант на обучение во всемирно известной Джуллиардской школе (США), она стала ученицей выдающегося педагога О.Яблонской.
Окончила ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова (класс Р.Мурадяна).
Маргарита Поспелова - лауреат многих международных конкурсов, обладатель I премии Фестиваля им.И.С.Баха (1999г) и др.
Федор Змлеруб — Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс проф. Н. Шаховской). Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов виолончелистов. С 2012 года — артист Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, с 2014 года — концертмейстер группы виолончелей. Ведёт концертную деятельность сольно и в составе камерных ансамблей, как в России, так и за рубежом.