Каждый день наполнен событиями
Жестокие сцены в кинематографе не могут быть однозначными: они всегда шокируют, провоцируют дискуссии об их необходимости и этичности в фильме. Подход к ужасам и страшных моментов в кино менялся в разные десятилетия, а режиссеры пытались найти еще более выразительный язык для предупреждения насилия в реальной жизни.
Мы отобрали этапные фильмы из пяти разных десятилетий, которые повлияли на наше восприятие страшного кино. Ленты из этого списка не пытаются просто вызвать страх у зрителя, а действительно вызывают эмпатию и непередаваемые ощущения к героям ужасных сцен.
Известный фильм Альфреда Хичкока уже давно разобрали покадрово, множество раз написали о его значимости в истории кино и объяснили, почему саспенс и психоаналитический подход в триллерах - это всегда эффективно. Однако будем откровенны: несмотря на все написанное или прочитанное о «Психо» культовая сцена убийства в душе до сих пор вызывает у нас откровенный ужас, а от личности Нормана (главного героя) стынет кровь.
Последний фильм итальянца Пьера Паоло Пазолини вызвал скандалы и шокировал зрителей, но также (возможно) стал причиной убийства режиссера, прошелся по всем громким темам: сексуальные оргии, гомосексуальность, садизм и мазохизм, копрофагии, убийства. Однако самое страшное - даже не перенасыщение фильма насилием, а осознание дегуманизации, потери человеческого лица.
Эта работа Дэвида Линча - страшная, но очень эстетическая лента. Хотя отдельные сцены вызвали возмущение еще до выхода на экраны: по легенде, местные жители вызвали полицию, когда увидели съемки некоторых жестоких сцен в фильме.
«Синий бархат», на первый взгляд, рассказывает любимую историю Линча - о маленьком городке, таинственные убийства, наложено табу и жуткое любви. Однако, если сравнить со следующими лентами режиссера, этот фильм очень простой по форме и не перегружен скрытыми смыслами. Благодаря этому лаконизма (непривычном для Линча) «Синий бархат» пугает по-особому: резко и направления.
Ни один список жестоких и страшных фильмов не может обойтись без упоминания одиозного фильма Гаспара Ноэ, который изображает самое страшное изнасилование в истории кино. Хотя добивает зрителя «Необратимость" не мучительной реалистичностью, а осознанием хрупкости человеческой жизни в целом. Именно с этим ощущением приходится смотреть значительную часть фильма - и под конец оно просто взрывается.
Фильмы ужасов в последние годы заняли важную нишу в кино и уже не считаются андеграундом. Но из-за этого они часто жертвуют основным признаком жанра - собственно ощущением настоящего страха, а не мгновенного испуга. «Солнцестояние» - самого страшного фильма десятилетия - это не касается: там боль и отчаяние пронизывает всю ленту от первых до последних минут.
Еще больше это ощущение усиливает необычная для жанра атмосфера: света и даже веселья. В этом мире насильственные ритуалы так и хочется оправдать потусторонними силами, однако этого сделать не удается - вся жестокость (которой здесь очень много) идет только от людей.
Можно спросить, зачем вообще смотреть на насилие в кинокадре, когда его много и в реальной жизни. Один из возможных ответов, на которую опираются сторонники / -эти триллеров, фильмов ужасов и драм с жестокими сценами, - такой пересмотр лечит наши личные травмы и помогает контролировать уровень насилия в собственной жизни.