Особенности сексуального поведения подростков и юношей
Сексуальное поведение подростков и юношей, впрочем, как и взрослых, связано с определенными социально-групповыми и индивидуальными особенностями. Не удивительно, что раньше других в секс вовлекаются те ребята, кто любит риск и самопроверку, нуждается в самоутверждении, ведь для подростка это нечто запретное и рискованное. Интересны результаты одного исследования, в котором сравнивались ответы сексуально искушенных и девственных 16-летних подростков.
Так, с утверждением «Я получаю настоящее удовольствие, совершая довольно-таки рискованные поступки» согласились 58% сексуально активных подростков и только 43% девственников. Суждение «Мне нравится постоянно испытывать себя, делая что-нибудь немного рискованное» применили к себе 65% первой и 44% второй группы. Больше половины сексуально активных и менее трети девственных подростков сказали: «Я часто стараюсь проверить, насколько далеко я могу зайти».
43% сексуально искушенных подростков сказали, что они «иногда делают что-то специально, чтобы шокировать родителей или других взрослых, просто для смеха». У девственников таких ответов на 12% меньше. Согласно ряду исследований, действительно имеется связь уровня сексуальной активности (возраст сексуального дебюта и число партнеров) и общей эмоциональной раскованности, проявляющейся в любви к риску, необычным поступкам и новым переживаниям, которая особенно характерна для юношей. Возможно, что это связано с индивидуальными различиями в уровне секреции мужского полового гормона – тестостерона.
Высокая сексуальная активность сочетается у подростков также с целым рядом других психологических черт. Наиболее активные из них более уверены в себе, порой слишком самоуверенны. Интересно, что психологическая независимость от старших часто оборачивается у них повышенной рабской зависимостью от сверстников, особенно от группового мнения. Как и на Западе, очень важную, решающую роль в формировании поведения подростков, особенно относительно сексуальности, играет общество сверстников, которое часто подталкивает подростков к раннему сексуальному дебюту. Несмотря на то, что подавляющее большинство российских подростков отрицает давление со стороны сверстников к раннему началу сексуальной жизни, такое давление, особенно на мальчиков, реально существует и достаточно сильно, что подтверждают несколько исследований.
Отмечено, что учебная успеваемость и дисциплина у сексуально активных подростков несколько ниже, чем у девственников. Среди них в два с половиной раза больше второгодников и тех, кого учителям приходилось отстранять от занятий, а тех, кто планирует продолжить учебу в вузе, на 10% меньше.
Более раннее начало половой жизни статистически связано с совершением поступков, которые противоречат нормам социального поведения в обществе. Так, курящих и пьющих среди сексуально активных шестнадцатилетних втрое больше, чем среди девственников, высока доля тех, кто «пробовал» травку или «сел на иглу».
Заметим, что многие подростки, особенно мальчики, склонны преувеличивать сексуальную «продвинутость» своих друзей и однокашников, что толкает их к рискованным сексуальным и прочим экспериментам: не могу же я отставать от других?! Неудивительно, что в подобных случаях мальчики часто забывают о необходимости использования презервативов.
И все-таки, чем вызвана так называемая сексуальная революция? На этот вопрос уже давно дан ответ. На Западе этот процесс начался значительно раньше, поэтому первые исследования провели американские и европейские ученые. Мы не станем оперировать научными понятиями, а остановимся на фактах. Известно, что во второй половине ХХ столетия была зафиксирована тенденция к акселерации физического и полового развития детей и подростков, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.
Особенностью этого периода является то, что в психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствующих по физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х гг., остается, в лучшем случае, неизменным. Вместе с тем, в последние годы произошло определенное изменение образа жизни подростков, связанное со снижением внимания государства и общества к проблемам общественного здоровья, с неконтролируемой пропагандой СМИ таких атрибутов «нездорового» образа жизни, как табачные изделия, алкоголь и продукция сексуального характера. Результатом этого можно считать определенную деформацию социального портрета современного подростка, для которого стала характерно широкое распространение курения, употребления алкоголя, наркотиков, ранняя сексуальная активность.
Как известно, подростковая сексуальность отличается от зрелой сексуальности, т. к. она находится на стадии формирования, когда внутренние гормональные процессы настойчиво ищут своей реализации. Несколько позже мы подробно остановимся на этом. Важно, чтобы развитие этой пробуждающейся сексуальности проходило в соответствии с требованиями общества.
Источник: bookap.info
Как стало известно «МК», мерзкая история произошла в одном из городов на юге Московской области.
есь живет 34-летняя мать-одиночка Надежда (все имена изменены). Женщине катастрофически не везло с мужчинами. От разных кавалеров Надежда родила двух сыновей (им сейчас 10 и 15 лет). Летом она познакомилась с местной жительницей, которая сама является матерью-одиночкой — поднимает на ноги 16-летнего Сергея и помогает взрослой дочери, которая уже воспитывает тройню (все живут в одной квартире). Между дамами и их детьми завязались приятельские отношения. Надежда на тот момент и не подозревала, что новое знакомство принесет множество неприятностей как ей, так и ее детям. Дело в том, что Сергей на все округу слывет хулиганом и парнем, ведущим аморальный образ жизни. Месяц назад он пригласил новых друзей к себе домой. В гости к нему пришли дети Надежды и их 15-летний друг. На квартире мальчишек ждал сюрприз — Сергей решил преподать со своей 19-летней подружкой младшим товарищам уроки сексуального мастерства. На глазах собравшейся публики он вступил с молодой женщиной в интимную близость, а происходящее на их глазах действо мальчишки снимали на камеру сотового телефона. Более того, девушка трогала руками половой орган 10-летнего школьника, а 15-летнего заставляла щупать свои половые органы. Неизвестно, чем бы в дальнейшем закончились подобные «уроки», если бы Надежда не нашла видеозапись в телефоне сына. Она сразу уже обратилась в правоохранительные органы с заявлением на развратницу. Сейчас по данному факту стражи порядка проводят проверку.
— Конечно, Сергей очень трудный мальчик, и я не удивилась случившемуся. В семье им никто не занимается. Он несколько раз задерживался за мелкие кражи и бродяжничество. Учится он из рук вон плохо. Очень много пропусков. Ребенок стоит на учете в специализированных службах. После всего случившегося его поместили в центр помощи детям — у него мама болеет диабетом, ей ампутировали палец, и она сейчас лежит в больнице, — рассказал учитель Сергея.
Источник: www.mk.ru
Тема сексуального просвещения детей и подростков в школах и с помощью книг модная, острая, но для большинства по-прежнему неудобная, а для кого-то и вовсе недопустимая. При этом секс — часть жизни человека. Юлия Рих рассказывает, почему секспросвет важен и что мы можем изменить сегодня, чтобы наши дети избежали многих проблем в будущем.
Кроме вопросов самого секса, детей и подростков интересуют и будут интересовать вопросы тела, а их родителей — вопросы детского здоровья. Поэтому, отбросив условности, поговорим о том, что тут важно и почему.
В западных школах ответы на эти вопросы часто категоричные. Во многих цивилизованных странах дети в начальной школе должны знать названия всех частей тела, а с подросткового возраста сексуальные вопросы поднимаются и обсуждаются в школах в обязательном порядке.
В нашей стране эта тема не считается для школы важной, для многих это всё стыдно, грязно и как-нибудь само рассосётся. Часто используются аргументы «со мной никто не говорил, и вот у меня четверо детей и всё хорошо», «мы же выросли и ничего», «не надо заранее развращать детей, у нас духовная страна». Недавние обсуждения на медицинском форуме инициативы сбора средств на издательство книги о сексуальных вопросах для подростков вызвали такой шквал негативных комментариев со стороны врачей (людей, которые анатомию изучали несколько лет и в моргах практиковались), что не осталось никаких сомнений: мы общество глубоко табуированных тем. Для нас сексуальное просвещение — это страшно, чуждо и очень стыдно.
У нас взрослые знают так мало, и эта тема их так пугает, что начинать надо вообще-то с них, а уж потом переходить к детям
Мне захотелось написать этот материал после диспансеризации в школе, где впервые к детям пришёл уролог. Выглядело это так: всех мальчиков класса (13 лет) загнали в отдельный кабинет. Кто видел, тот знает, что у тринадцатилетнего парня уже всё на месте, и ростом он с родителей. Кабинет не заперли и туда периодически кто-то вламывался. Поставили ширму, которая не полностью закрывала угол, где проходил осмотр. Ребёнок заходил за эту условную ширму, врач говорил «снимай штаны» и тут же — «надевай». Это и был весь осмотр. Ребёнок не то чтобы не имел возможности задать вопрос, он не понимал, что это за врач, почему он должен раздеться практически у всех на виду, в чем состоит осмотр, и ничего кроме унижения не испытывал. Чтобы понять уровень унижения, достаточно представить себя в таком же положении на работе среди коллег в одном из кабинетов. Наверняка без спиртного тут бы не обошлось. А с детьми это делали безо всякой подготовки и разъяснений.
В этом же году в школе (с теми же детьми, которые ростом с родителей) проходили уроки биологии, где учитель не мог, не смел произнести слово «пенис». Речь шла о животных. Зато сумел сказать слово «член». Педагог, человек с высшим образованием, годами преподающий этот предмет. Стеснялся и боялся, что его засмеют? По этой логике слово «вагина» должно приходить к нему в кошмарных снах, не меньше. При том, что и пенис, и вагина, и мочеполовая система, и репродуктивная функция — это такие же органы и системы, как голова, рука, сердце и нервная система. Их нужно изучать, о них нужно знать, свое тело надо беречь и о нём заботиться.
Чтобы понять масштаб бедствия, с которым сталкивается юный человек, предлагаю каждому честно ответить: кому и когда ребёнок 12 лет и старше может задать следующие вопросы.
1. Секс сам по себе и разговоры о нём — это стыдно?
2. В каком возрасте разумно, естественно и безопасно вступать в интимные отношения?
3. В чём (и есть ли) разница секса по любви и без любви?
4. Секс — это билет во взрослую жизнь? Возможно ли взросление без секса. Много девочек и мальчиков считают, что надо быстрее решить этот вопрос, чтобы почувствовать себя взрослым.
5. Имеет ли смысл беречь девственность и для чего?
6. Что такое мастурбация и онанизм с медицинской и психологической точки зрения? Стыдно ли это, есть ли у этого последствия.
7. Что такое гигиена и как правильно ухаживать за своим телом.
8. Что такое половое созревание у мальчиков и девочек. Когда оно начинается и в чём выражается.
9. Что такое секс вне брака, как к этому относиться.
10. Способы предохранения и контрацепции для юношей и девушек
11. Зачем нужны презервативы, где их купить, сколько стоят. В каком возрасте их можно купить, не сталкиваясь с проблемами и не привлекая лишнего внимания (например, супермаркет вместо аптеки или автомат по продаже презервативов).
12. Когда и в каких случаях можно не пользоваться презервативами.
13. Что такое болезни, передающиеся половым путем. Чем они отличаются от болезней мочеполовой системы, какие у них признаки, лечение и последствия. И как всё это связано с репродуктивной функцией.
14. Что делать в случае наступления беременности или болезни: «горячие линии», куда вообще можно позвонить, как рассказать родным.
15. Что брать с собой на первый приём к гинекологу или урологу. К чему быть готовым и стоит ли идти туда с кем-то из родителей.
16. Что такое ВИЧ, как анонимно сдать анализ и как себя защитить. Цифры и масштабы эпидемии в России.
17. Что такое сексуальное насилие и что делать ребёнку или подростку, если он видит угрозу, если с ним это уже случилось. И что делать, если это происходит в семье.
18. Почему важно знать о безопасности в интернете, которая может касаться интимных вопросов. Почему не надо рассылать свои фото или говорить об этом в сети. Так как это может быть использовано против и привести к травле, шантажу и полной потере контроля над ситуацией. На эту тему есть несколько очень хороших фильмов
19. Что такое однополый секс и сексуальные меньшинства. Цифры, история, настоящее положение дел в мире, законодательство (партнерство, усыновление, наследство, пропуск в реанимацию).
20. Чем грозит официальная политика запрета абортов (криминальные аборты, увеличение женской смертности).
21. Что такое аборт — как выглядит эта процедура и какими могут быть последствия для тела и психики. Здесь могут помочь видео о зарождении жизни и развитии эмбриона. Например, чтобы мальчики знали, что когда они посылают девочку на аборт, там у неё внутри у эмбриона уже бьётся сердце. Знание очень помогает при принятии подобных решений.
22. Почему нельзя делать аборт на позднем сроке.
23. В каких случаях и как (в присутствии или с согласия родителя) аборты делают несовершеннолетним.
24. Может ли аборт быть средством контрацепции и решением вопроса с нежелательной беременностью. Или это крайний и нежелательный выход из положения в таком возрасте.
25. Когда следует начать регулярно посещать уролога и гинеколога. Как происходит приём — самостоятельно или в присутствии родителей.
26. Какая литература является дремучей ересью, а какая годна к изучению для общего представления о физиологии человека.
27. Случайная беременность и беременность вообще — чья это ответственность.
28. Как говорить «нет» в случае принуждения к сексу, даже если это приятельская вечеринка. Буквально шаблоны заготовленных фраз.
Это далеко не полный список. К кому обратиться человеку с ещё детским сознанием, а телом практически взрослого? Кто должен помочь подростку с этим разобраться? Вариантов немного. Это могут быть родители, авторитетный взрослый, друзья, интернет, книги и журналы, психолог или врач (где ребёнок может найти их контакты и может ли он обратиться самостоятельно), духовник. При этом последствия незнания, дремучести, позиции «как-нибудь само узнается» и непросвещенности достаточно тяжелые.
Знаем ли мы, сколько сегодняшних взрослых людей пережили сексуальное насилие в детском или подростковом возрасте и годами пытаются справиться с этим с помощью психотерапии. И только потому, что не знали, что этого с ними делать было нельзя. Не умели сказать «нет». Не знали, к кому обратиться за помощью. Не понимали границ своего тела и границ поведения других.
Сколько взрослых женщин мучаются всю жизнь от последствий первого аборта, который сделали по глупости, незнанию или из-за страха перед семьёй и перед будущим. Сколько людей заболели только потому, что презервативы было неловко купить. Сколько детей рождены не в любви, а потому что их юные родители не были знакомы с контрацепцией, и потом всю жизнь винят этих детей в том, что те «испортили им жизнь».
Сколько взрослых из так называемых сексуальных меньшинств пережили мучительные этапы самопринятия и принятия другими в подростковом возрасте. Сколько из этих случаев привели в результате к сломанной судьбе.
Секретность, смущение, стыдливость, религиозное прикрытие — прекрасная завеса для процветания насилия и дремучести в этой части жизни подростка.
Хорошо бы одновременно работать сразу в трёх направлениях. Системно — в школе. Просвещаться с помощью лекций, книг, бесплатных акций и мероприятий. И с помощью семьи. Тем же родителям тоже важно походить на лекции и посетить мероприятия, чтобы научиться говорить об этой теме спокойно, но в первую очередь просто накопить больше знаний.
Например, в старшей школе можно было бы приглашать на лекции психологов. В младшей — врачей. На уровне города — активно продвигать публичные лекции и помогать им с рекламой и площадками.
Стоит поддерживать любые начинания вроде раздачи презервативов, консультаций врачей. Например, крупные фармкомпании и медклиники проводят бесплатные консультации маммологов, онкологов или берут анализы на ВИЧ.
От СМИ приветствовалась бы всесторонняя поддержка. Например, чтобы о дне работы передвижной станции по взятию анализов на ВИЧ узнали как можно больше людей.
Что касается школы, то уверена, любая инициатива по этой теме будет обсуждаться очень долго, участие в дискуссии обязательно примут ортодоксы и сторонники духовных скреп, но даже если начать не с государства — эта машина замалчивания сдвинется с места.
Пусть лекторы, работающие в этой сфере, станут так же активны, как лекторы, рассказывающие о мозге. Сейчас это модно, увлекательно и очень необходимо. Но кто-то же начал это движение и кто-то эту стену незаинтересованности пробивал.
Было бы хорошо рассказывать о здоровье, теле, сексе и контрацепции, не разделяя мальчиков и девочек. Это — будущие партнеры, интимные отношения — их будущая совместная ответственность
И важно знать, что происходит в физиологии другого, и как всё это работает в человеческом теле. Тогда массы проблем в семье и в отношениях можно будет избежать.
Пока же мы стыдимся говорить об этом открыто, а наши дети гуглят ответы на все свои вопросы. Чтобы проверить что они читают — наберите любой подобный вопрос в «Яндексе», посмотрите варианты ответов и не сомневайтесь, что именно с такой информацией столкнутся ваши дети.
Так что дорогу образованию, в котором свет.
Источник: mel.fm
Многие правительства пытаются принимать законы, так или иначе направленные на снижение сексуальной активности подростков. Задолго до того, как Россия начала размышлять о защите детей от информации, Америка уже вовсю развлекалась с государственным финансированием школьных уроков, рекомендующих абсолютное воздержание до брака. Здравомыслящие люди обычно сомневаются в эффективности подобных мер. Но, возможно, стоило бы задуматься и о том, нужно ли в принципе бороться с подростковым сексом?
История о том, как с сексуальной активностью подростков сражались Соединенные Штаты, совершенно прекрасна. На пропаганду воздержания в американских школах с 1996 до 2011 года было потрачено около полутора миллиардов долларов — за такие деньги скоро можно будет на Луну слетать.
В штатах, где велась пропаганда воздержания, уровень подростковых беременностей оказался на 24% выше, чем в тех, где она не велась. В исследовании университета Индианы, опубликованном в 2011 году, ученые рассортировали американские штаты на четыре группы по интенсивности пропаганды воздержания и сравнили уровень подростковых беременностей в этих штатах. Выяснилось, что там, где школьная программа не содержала призывов к воздержанию (даже без учета того, включала ли она какие-нибудь более разумные подходы к сексуальному просвещению) уровень подростковых беременностей составлял 59 случаев на 1000 девушек. Вообще-то это много. Америка — высокорелигиозная страна, и неудивительно, что она стабильно удерживает одно из первых мест в развитом мире по количеству залетающих школьниц и студенток. Но все же ситуация заметно лучше, чем в тех штатах, где сексуальное воспитание подростков опиралось на идею воздержания до брака: там на каждую тысячу девушек приходились 73 беременности. Этот тренд сохранялся даже после внесения всех поправок на экономический и образовательный уровень, а также этнический состав населения штата.
Статистические данные не позволяют выявить четкую связь между частотой беременности среди подростков и интенсивностью их половой жизни. В возрасте от 15 до 19 лет рожают ребенка 52 барышни на 1000 в Соединенных Штатах, 31 — в Великобритании, 20 — в Канаде, 13 — в Германии, 8 — в Дании, и около 30 — в России. При этом в 15 лет уже занимались сексом 26% американских девушек, 32% девушек в Великобритании, 25% в Канаде, 24% в Германии, 38% в Дании, и 18% в России. Вообще, конечно, хочется сказать, что статистическая связь все-таки есть, только она обратная: чем больше барышень уже лишились девственности к 15 годам, тем ниже уровень подростковых беременностей в стране. Но, к сожалению, делать такие выводы без тщательного обсчета данных невозможно, так что пусть это будет просто безответственным предположением.
Возраст сексуального согласия также не связан напрямую с рисками для подростков. В Японии и в Испании он составляет 13 лет, что никак не мешает этим странам поддерживать крайне низкий уровень подростковых беременностей и родов (4,6 детей на 1000 юных девушек в Японии и 7,9 в Испании). Ирландия, возраст согласия в которой — 17 лет, демонстрирует более высокую частоту родов среди подростков (18,7 на 1000 девушек). США, лидер среди развитых стран по числу подростковых беременностей и родов, позволяет штатам самостоятельно устанавливать возраст согласия, но в основном речь идет о 16 годах и старше.
Исследования подросткового секса (как и исследования чего угодно на свете) в основном проводятся в США. В соответствии с данными, собранными в этой стране, ранняя сексуальная активность — это, в целом, признак неблагополучного подростка. Секс в юном возрасте ассоциирован с такими факторами, как употребление алкоголя, низкая успеваемость в школе, признаки депрессии, развод родителей. Правда, связь с любым из этих параметров сомнительная, в том смысле, что ее удается обнаружить не во всех исследованиях. А главное, как всегда, непонятно, где причина, а где следствие. Вполне можно предположить, к примеру, что подростки борются с плохим настроением посредством секса. И в чем тогда виноват секс?
Слишком позднее начало половой жизни — это тоже повод насторожиться. Похоже, что подолгу воздерживаются от нее те девушки, которые особенно тяжело переносят стрессы — а может быть, даже наоборот, раннее начало половой жизни способствует более высокой стрессоустойчивости в дальнейшем. По крайней мере, подобные выводы можно сделать из исследования Стюарта Броди. Он проанализировал колебания уровня гормонов стресса во время публичных выступлений и выяснил, что женщины, начавшие заниматься сексом раньше 18 лет, демонстрируют меньший выброс кортизола и быстрее возвращаются к нормальным показателям, чем те, кто лишился девственности уже после совершеннолетия.
Иногда появляются работы, более отчетливо демонстрирующие пользу подросткового секса. В 2007 году ученые из университета Вирджинии провели долговременное исследование 534 близнецовых пар, в котором выяснилось, что раннее начало половой жизни связано с низким уровнем антиобщественного поведения. Каждого участника расспрашивали о сексуальной активности и о мелких правонарушениях (рисование граффити, воровство в супермаркетах и тому подобное). Интервью проводились не только в школьном возрасте, но и еще два раза с промежутками по семь лет (полагаю, это повышает вероятность честных ответов). Исследователи сравнили пары близнецов (т.е. генетически идентичных людей, воспитанных более или менее в одинаковых условиях) и обнаружили, что уровень антиобщественных действий регулярно оказывался выше (а не ниже, как ожидалось!) у того близнеца, который начал половую жизнь позже. Кроме того, выяснилось, что раннее начало половой жизни еще и способствует социальной адаптации во взрослом возрасте.
Но одобрение секса подростков — это полбеды. Настоящей проблемой стало исследование, показавшее, что даже вред от секса для неполовозрелых в какой-то степени преувеличен. В 1998 году Брюс Ринд и его коллеги опубликовали мета-анализ 59 исследований психотравм от сексуальных домогательств, пережитых в детстве. Они показали, что люди, столкнувшиеся с домогательствами, действительно менее успешны — но это связано скорее с тем, что они в принципе росли в неблагополучных семьях; если сделать на это поправку при анализе данных, то негативный эффект от собственно сексуальных домогательств перестает быть статистически значимым. Работа подверглась жесткой критике (во многом справедливой: например, речь шла о выборке из студентов колледжей, то есть за скобки были вынесены все люди, травмированные настолько, чтобы не пойти учиться после школы), но очень скоро вопрос вышел за рамки академической дискуссии и стал политическим. Конгресс США заявил, что отвергает и осуждает попытку показать, что секс с детьми может быть менее травматичным, чем считалось ранее; и что исследования надо продолжать, но только так, чтобы получить точную информацию. Или то, что конгрессмены хотели бы считать точной информацией в рамках актуальных моральных ценностей — это сформулировано не было, но легко читается между строк.
Источник: knife.media
Тема сексуального просвещения детей и подростков в школах и с помощью книг модная, острая, но для большинства по-прежнему неудобная, а для кого-то и вовсе недопустимая. При этом секс — часть жизни человека. Юлия Рих рассказывает, почему секспросвет важен и что мы можем изменить сегодня, чтобы наши дети избежали многих проблем в будущем.
Кроме вопросов самого секса, детей и подростков интересуют и будут интересовать вопросы тела, а их родителей — вопросы детского здоровья. Поэтому, отбросив условности, поговорим о том, что тут важно и почему.
В западных школах ответы на эти вопросы часто категоричные. Во многих цивилизованных странах дети в начальной школе должны знать названия всех частей тела, а с подросткового возраста сексуальные вопросы поднимаются и обсуждаются в школах в обязательном порядке.
В нашей стране эта тема не считается для школы важной, для многих это всё стыдно, грязно и как-нибудь само рассосётся. Часто используются аргументы «со мной никто не говорил, и вот у меня четверо детей и всё хорошо», «мы же выросли и ничего», «не надо заранее развращать детей, у нас духовная страна». Недавние обсуждения на медицинском форуме инициативы сбора средств на издательство книги о сексуальных вопросах для подростков вызвали такой шквал негативных комментариев со стороны врачей (людей, которые анатомию изучали несколько лет и в моргах практиковались), что не осталось никаких сомнений: мы общество глубоко табуированных тем. Для нас сексуальное просвещение — это страшно, чуждо и очень стыдно.
У нас взрослые знают так мало, и эта тема их так пугает, что начинать надо вообще-то с них, а уж потом переходить к детям
Мне захотелось написать этот материал после диспансеризации в школе, где впервые к детям пришёл уролог. Выглядело это так: всех мальчиков класса (13 лет) загнали в отдельный кабинет. Кто видел, тот знает, что у тринадцатилетнего парня уже всё на месте, и ростом он с родителей. Кабинет не заперли и туда периодически кто-то вламывался. Поставили ширму, которая не полностью закрывала угол, где проходил осмотр. Ребёнок заходил за эту условную ширму, врач говорил «снимай штаны» и тут же — «надевай». Это и был весь осмотр. Ребёнок не то чтобы не имел возможности задать вопрос, он не понимал, что это за врач, почему он должен раздеться практически у всех на виду, в чем состоит осмотр, и ничего кроме унижения не испытывал. Чтобы понять уровень унижения, достаточно представить себя в таком же положении на работе среди коллег в одном из кабинетов. Наверняка без спиртного тут бы не обошлось. А с детьми это делали безо всякой подготовки и разъяснений.
В этом же году в школе (с теми же детьми, которые ростом с родителей) проходили уроки биологии, где учитель не мог, не смел произнести слово «пенис». Речь шла о животных. Зато сумел сказать слово «член». Педагог, человек с высшим образованием, годами преподающий этот предмет. Стеснялся и боялся, что его засмеют? По этой логике слово «вагина» должно приходить к нему в кошмарных снах, не меньше. При том, что и пенис, и вагина, и мочеполовая система, и репродуктивная функция — это такие же органы и системы, как голова, рука, сердце и нервная система. Их нужно изучать, о них нужно знать, свое тело надо беречь и о нём заботиться.
Чтобы понять масштаб бедствия, с которым сталкивается юный человек, предлагаю каждому честно ответить: кому и когда ребёнок 12 лет и старше может задать следующие вопросы.
1. Секс сам по себе и разговоры о нём — это стыдно?
2. В каком возрасте разумно, естественно и безопасно вступать в интимные отношения?
3. В чём (и есть ли) разница секса по любви и без любви?
4. Секс — это билет во взрослую жизнь? Возможно ли взросление без секса. Много девочек и мальчиков считают, что надо быстрее решить этот вопрос, чтобы почувствовать себя взрослым.
5. Имеет ли смысл беречь девственность и для чего?
6. Что такое мастурбация и онанизм с медицинской и психологической точки зрения? Стыдно ли это, есть ли у этого последствия.
7. Что такое гигиена и как правильно ухаживать за своим телом.
8. Что такое половое созревание у мальчиков и девочек. Когда оно начинается и в чём выражается.
9. Что такое секс вне брака, как к этому относиться.
10. Способы предохранения и контрацепции для юношей и девушек
11. Зачем нужны презервативы, где их купить, сколько стоят. В каком возрасте их можно купить, не сталкиваясь с проблемами и не привлекая лишнего внимания (например, супермаркет вместо аптеки или автомат по продаже презервативов).
12. Когда и в каких случаях можно не пользоваться презервативами.
13. Что такое болезни, передающиеся половым путем. Чем они отличаются от болезней мочеполовой системы, какие у них признаки, лечение и последствия. И как всё это связано с репродуктивной функцией.
14. Что делать в случае наступления беременности или болезни: «горячие линии», куда вообще можно позвонить, как рассказать родным.
15. Что брать с собой на первый приём к гинекологу или урологу. К чему быть готовым и стоит ли идти туда с кем-то из родителей.
16. Что такое ВИЧ, как анонимно сдать анализ и как себя защитить. Цифры и масштабы эпидемии в России.
17. Что такое сексуальное насилие и что делать ребёнку или подростку, если он видит угрозу, если с ним это уже случилось. И что делать, если это происходит в семье.
18. Почему важно знать о безопасности в интернете, которая может касаться интимных вопросов. Почему не надо рассылать свои фото или говорить об этом в сети. Так как это может быть использовано против и привести к травле, шантажу и полной потере контроля над ситуацией. На эту тему есть несколько очень хороших фильмов
19. Что такое однополый секс и сексуальные меньшинства. Цифры, история, настоящее положение дел в мире, законодательство (партнерство, усыновление, наследство, пропуск в реанимацию).
20. Чем грозит официальная политика запрета абортов (криминальные аборты, увеличение женской смертности).
21. Что такое аборт — как выглядит эта процедура и какими могут быть последствия для тела и психики. Здесь могут помочь видео о зарождении жизни и развитии эмбриона. Например, чтобы мальчики знали, что когда они посылают девочку на аборт, там у неё внутри у эмбриона уже бьётся сердце. Знание очень помогает при принятии подобных решений.
22. Почему нельзя делать аборт на позднем сроке.
23. В каких случаях и как (в присутствии или с согласия родителя) аборты делают несовершеннолетним.
24. Может ли аборт быть средством контрацепции и решением вопроса с нежелательной беременностью. Или это крайний и нежелательный выход из положения в таком возрасте.
25. Когда следует начать регулярно посещать уролога и гинеколога. Как происходит приём — самостоятельно или в присутствии родителей.
26. Какая литература является дремучей ересью, а какая годна к изучению для общего представления о физиологии человека.
27. Случайная беременность и беременность вообще — чья это ответственность.
28. Как говорить «нет» в случае принуждения к сексу, даже если это приятельская вечеринка. Буквально шаблоны заготовленных фраз.
Это далеко не полный список. К кому обратиться человеку с ещё детским сознанием, а телом практически взрослого? Кто должен помочь подростку с этим разобраться? Вариантов немного. Это могут быть родители, авторитетный взрослый, друзья, интернет, книги и журналы, психолог или врач (где ребёнок может найти их контакты и может ли он обратиться самостоятельно), духовник. При этом последствия незнания, дремучести, позиции «как-нибудь само узнается» и непросвещенности достаточно тяжелые.
Знаем ли мы, сколько сегодняшних взрослых людей пережили сексуальное насилие в детском или подростковом возрасте и годами пытаются справиться с этим с помощью психотерапии. И только потому, что не знали, что этого с ними делать было нельзя. Не умели сказать «нет». Не знали, к кому обратиться за помощью. Не понимали границ своего тела и границ поведения других.
Сколько взрослых женщин мучаются всю жизнь от последствий первого аборта, который сделали по глупости, незнанию или из-за страха перед семьёй и перед будущим. Сколько людей заболели только потому, что презервативы было неловко купить. Сколько детей рождены не в любви, а потому что их юные родители не были знакомы с контрацепцией, и потом всю жизнь винят этих детей в том, что те «испортили им жизнь».
Сколько взрослых из так называемых сексуальных меньшинств пережили мучительные этапы самопринятия и принятия другими в подростковом возрасте. Сколько из этих случаев привели в результате к сломанной судьбе.
Секретность, смущение, стыдливость, религиозное прикрытие — прекрасная завеса для процветания насилия и дремучести в этой части жизни подростка.
Источник litres.ru