Каждый день наполнен событиями
Приближается сезон простуд и гриппа, но во всех офисах страны снова будет полно кашляющих и шмыгающих носом людей. Многие работодатели не приветствуют «уход на больничный» своих работников, но насколько продуктивны такие сотрудники, насколько правильно подвергать всю команду опасности заразиться? И даже если руководство прямо не заявляет о «недопустимости» отсутствия на работе по болезни, то почему сами заболевшие работники упрямо сидят на рабочем месте в полуавтоматическом режиме?
Фонд социального страхования Украины заявляет о том, что за 9 месяцев 2019 года больничных листов до 5 дней (они оплачиваются за счет работодателя, с шестого дня — платит Фонд соцстраха) увеличилось на 5,2% в сравнении с тем же периодом 2018 года. В то же время, по данным Киевского международного института социологии, уровень теневой занятости в Украине в 2018 году достиг 47%. Для всех этих работников ни о каких гарантированных «больничных» речь не идет. Тем не менее, есть достаточно штатных сотрудников, для которых мысль об отсутствии на рабочем месте кажется чем-то постыдным и недозволенным. Почему так?
В Великобритании количество больничных листков уменьшилось вдвое с 1993 года. Это совсем не значит, что люди стаи болеть меньше. Все дело в том, что культура работы поменялась: теперь брать больничные и отгулы стало предосудительно. Мы опасаемся, что руководство будет недовольно (и будет рассматривать болеющего работника как обузу) и идем с таблетками на работу. С декабря по февраль в северном полушарии вирусы гриппа становятся агрессивными и распространяются очень быстро. Вы перенеси острую фазу «на ногах», думаете, что все позади? Как бы не так, вы все еще заразны для других и должны бы оставаться дома. Для тех работодателей, которые все-таки считают чью-то болезнь грехом, стоит провести небольшую беседу о здоровье и продуктивности как отдельного сотрудника, так и всего коллектива.
В наши дни динамика работы поменялась настолько, что в большинстве случаев физическое присутствие работника в офисе стало необязательным. Для многих работников достаточно компьютера и wifi, чтобы быть продуктивными и работать. Такая «свобода» от привязки к офису вызывает волну недоверия у руководства: а вдруг работник дома отлынивает и сидит в пенной ванне часами, а то и вовсе — на пляж махнул? Если работник не в офисе, то как мониторить его выработку и трудовую дисциплину? Джордж Буэ, вице-президент и глава HR-департамента в компании Stiles Corporation, говорит, что подобное отношение руководителей — пережиток старого поколения, которое не понимало концепцию удаленной работы и считало жесткий контроль деятельности работников важнейшей частью собственной работы. Недоверие и требование постоянного максимума продуктивности делают из некоторых руководителей настоящих церберов, даже когда речь о больничном. Агентство AXA PPP провело исследование, согласно которому только 42% британских руководителей считает грипп уважительной причиной для отсутствия на работе, 40% так считают в случае хирургической операции или болей в позвоночнике. То же исследование обнаружило, что сами работники скрывают настоящие причины своего отсутствия по болезни: в случае проблем с психическим здоровьем только 39% сотрудников говорят о диагнозе, если же болезнь затрагивает физическое здоровье, то настоящую причину укажут начальству только 77% сотрудников.
Пит Робертсон, профессор Эдинбургского университета, считает, что теперь существует множество видов и типов занятости: временная, сезонная, проектная, с гибким графиком, в режиме неполного рабочего дня, атипичная, неформальная, на аутсорсе. А не как раньше — с 9.00 до 18.00 в конторе или на производстве. По данным Бюро статистики труда США текучесть кадров увеличилась в стране за последние два года. Неудивительно, что люди держатся за работу, даже если приходится переносить болезнь «на ногах». Если в 2010 году из 1000 опрошенных Институтом личностного развития только 26% говорили о том, что видели больных на работе или сами ими были, то в 2018 году об этом явлении свидетельствовали уже 86% респондентов.