Анатолий Папанов. Лучшие роли в советском кино.

Анатолий Папанов. Лучшие роли в советском кино.

В этот день мы вспоминаем лучшие работы Анатолия Дмитриевича в советском кино.

Папанов был всеобщим любимцем — зрители обожали Анатолия Дмитриевича и в комедийных ролях, и в трагических. Он был разноплановым актером, которому были под силу самые сложные характеры. Сегодня мы решили вспомнить самые выдающиеся роли этого актера, — как в комедиях, так и в серьезных кинокартинах.

«12 стульев» 1976 год.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же Киса, — одна из самых заметных ролей Анатолия Дмитриевича. Одна из лучших совместных работ Папанова и Миронова. Марк Захаров, режиссер картины, специально вновь свел на съемочной площадке двух актеров! Советские зрители воспринимают дуэт Андрея и Анатолия единым целым. Артисты вместе играли не только в кино, но и на сцене театра —Чацкого и Фамусова в «Горе от ума». Актеры умерли с разницей всего в несколько дней. По одним данным, Анатолий скончался 5 августа, однако официальная дата смерти — седьмого числа. Так уж случилось, что после похорон Папанова, 13 августа, Миронов дал концерт в Риге и посвятил его своему другу — Анатолию Дмитриевичу. А через три дня Миронов скончался. «12 стульев» — это фильм о незадачливом Кисе Воробьянинове, которому свекровь оставила в наследство 12 стульев из дорогого гарнитура, в одном из них были спрятаны бриллианты. Когда старуха умирала, новость о наследстве узнал не только Киса...

«Бриллиантовая рука» 1968 год.

В год выхода картины ее посмотрели несколько десятков миллионов зрителей! В этом году фильму исполняется 55 лет, но искрометные фразы, которые произнесли Миронов, Никулин и Папанов в фильме, остаются актуальными и по сей день. Многие эпизоды наизусть знает не одно поколение россиян. Папанов всегда с улыбкой вспоминал эпизод про рыбалку, где ему пришлось «потерять» единственную одежду — плавки! Фраза «Идиот, тьфу!», сказанная Анатолием во время эпизода, в сценарии предусмотрена не была. Папанов замерз в холодной воде и уже на десятом дубле бросил фразу оператору, а Гайдай решил оставить ее в комедии. Анатолию Дмитриевичу досталась роль контрабандиста Лелика, который работает в паре с неопытным Козодоевым (Андрей Миронов). Погоня за бриллиантами, спрятанными в гипсе простого туриста, сделала эту комедию одним из самых кассовых советских фильмов за всю историю.

«Берегись автомобиля» 1966 год.

Роль в этой трагикомедии у Анатолия Дмитриевича небольшая — он сыграл тестя Семицветова, ставшего жертвой «доброго вора» Юрия Деточкина. Деточкин в исполнении Смоктуновского был великолепен, однако критики не забыли упомянуть и о герое, сыгранном Папановым. Всего несколько эпизодов, но какой типаж! Папанов так реально вжился в роль человека, который ненавидит своего зятя, что фразы, сказанные им, стали крылатыми. Вообще, в фильме он произносит только эти фразы, монологов у Папанова почти не было. Стоит вспомнить: «Свободу Юрию Деточкину», «Ты — голодранец! У тебя ничего нет! Ты вообще живешь на свете по доверенности!», «Тебя посодют, а ты не воруй».

«По семейным обстоятельствам» 1977 год.

Роль «усатого няня» еще раз дала возможность Папанову выступить в качестве великолепного комедийного актера. С артистом было снято всего несколько эпизодов, но они запомнились зрителям. По сюжету, герой Анатолия Дмитриевича приходит устраиваться няней в семью, где хозяйкой в доме считает себя теща (Галина Польских). У героя Папанова есть и свой внук, а работает нянем он потому, что хочет заработать на няню внуку. Когда героиня Польских спрашивает, почему он решился устроиться к другим людям, ведь он сам может сидеть с внуком, герой Папанова ответил: «За своих всегда переживаешь. А за чужих детей зачем переживать?».